Методическая копилка для исследователя




Практические работы на уроках географии (изучение геологического строения местности).

    Перед школой  стоят проблемы введения ФГОС  второго поколения. Одним из направлений его является системно- деятельностный подход в обучении, поэтому необходимо внедрять в работу деятельностные технологии. На уроках географии используется технология проведения практических работ на местности. Большой эффект имеет изучение геологических особенностей своей местности. Нельзя сказать о разнообразии в геологическом строении Удмуртии, так как она представляет часть Русской платформы. Геологическими особенностями  территории республики являются слабая обнаженность коренных или дочетвертичных пород, их осадочное происхождение   и ненарушенное практически горизонтальное залегание.
Методика полевых исследований
ü Выбор места проведения практической работы
ü Предварительное изучение геологического строения района проведения практической работы
ü Выбор оборудования
ü Полевые наблюдения на местности
Оборудование
ü Полевой дневник (школьная тетрадь в клетку)
ü Карандаш средней твердости
ü Перочинный нож
ü Горный компас
ü Лупа (двухкратного или другого небольшого увеличения)
ü Флакон 10-процентной соляной кислоты с пипеткой
ü Молоток
ü Рулетка
ü Лопатка (саперная или штыковая)
ü Рюкзак
ü Полевая сумка
ü Мешочки или оберточная бумага
ü Лейкопластырь
Изучение обнажений горных пород
Этапы работы на обнажении
1.     Запись исходных данных
2.     Привязка обнажения
3.     Изучение обнажения
4.     Описание обнажения
Запись исходных данных
Пример записи исходных данных
1 июля 2010г
Маршрут №1
Начат на окраине с. Б.Кибья
северо-западнее школы
Обнажение 1
Привязка обнажения
Пример записи в полевом дневнике:
Обнажение № 1расположено
 на восточном берегу р.Сарсак
 в 220 м от Троицкой церкви
 по азимуту ЮЗ200
Изучение  обнажения горных пород
ü Указывается тип обнажения (скала, береговой обрыв, выемка у дороги и т.д.)
ü Положение его в рельефе ( склон долины, обрывистый берег реки, уступ речной террасы и т.д.)
ü Протяженность и высота  обнажения
ü Общий характер залегания пород (горизонтальное, наклонные, породы смяты в складки, разорваны на блоки и т.д.)
Описание обнажения
ü Указывается  порядок описания пород, сверху вниз или с низу вверх
ü Сведения о слоях (количестве слоев и слагающих породах; мощность слоев)
ü Характеристика  пород
ü Зарисовка (фотографирование) обнажения
ü Оформление образцов
Описание и зарисовка слоев
1.     Название пород по преобладанию в ней того или иного материала
2.     Внешний вид (грубозернистый, разнозернистый, несортированный и т.д.)
3.     Мощность слоя
4.     Цвет породы
5.     Крепость породы (слабые ломаются рукой, средней крепости- не ломаются рукой, но разбиваются молотком, очень крепкие с трудом разбиваются  молотком)
6.     Структура пород (плотная, зернистая, землистая..)
7.     Текстура пород ( у осадочных- слоистая)
8.     Включения
Отбор образцов
ü Отбирают типичные образцы
ü Образцы должны иметь свежие, не затронутые выветриванием сколы
ü Отбор образцов ведут послойно, места отбора фиксируют в полевых дневниках с привязкой их к слою их нумеруют и снабжают этикеткой
Этикетка образца
ü Название организации
ü Район работ
ü Обнажение №..., слой…
ü Образец №…
ü Наименование породы
ü Дата …Подпись…
На уроке учащиеся  отчитываются по выполненной  работе.

Материал представила Липина Х.Г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий